ГУО «Гимназия № 29 г. Минска»Использование СМИ для оптимизации процесса обучения

Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию
администрации Центрального района г. Минска

Гимназия №29

Использование СМИ для оптимизации процесса обучения

24.03.2016

Учитель: Курулева Н.С.

Выступление на методическом объединении гимназии по теме

«Использование СМИ для оптимизации процесса обучения»

 

Большое значение имеет школьное воспитание, призванное формировать у учащихся открытость к другим культурам, уважение человеческого достоинства и индивидуальности, способность предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами.   В связи с этим, целесообразно подчеркнуть значительную роль школьного предмета «иностранный язык», который на современном этапе «стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре»

Трудно переоценить значение СМИ в системе культурно-просветительских средств утверждения толерантных установок.  Средства массовой информации являются неоспоримым лидером в сфере формирования мировоззрения и политической культуры молодого поколения, оказывая целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение. «Традиционные средства массовой информации являются основным источником распространения идей, отображения событий, и большое количество людей расширяют собственные точки зрения через СМИ, включаются в процесс изменения собственной точки зрения и принятия другого мнения, что является жизненно важным для толерантности». Ведущая роль учителя иностранного языка при организации работы учащихся с газетой, заключается в том, чтобы подобрать материал, отражающий противоположные взгляды на одну и ту же проблему, в частности проблему политического характера, и при обсуждении темы статьи способствовать тому, чтобы учащиеся не только выражали свою точку зрения, но и с пониманием могли отнестись к противоположному мнению, что будет способствовать формированию их толерантности.

Роли использования СМИ в политических знаниях уделялось большое внимание на протяжении многих лет.   СМИ способны содействовать критическому осмыслению современной политики, идентификации собственных интересов, осознанию необходимости защиты политических ценностей своей социальной группы.

 

Национальные учебники построены таким образом, что с начальных классов изучающие иностранный язык погружаются в атмосферу страны изучаемого языка и ее народа. Несомненно, это очень важно. Может, это и есть одно из преимуществ, которое выгодно отличает наш предмет от других. И только в средних классах нам открывается возможность учить ребят говорить и обсуждать то, что им частично известно, связано с другими предметами, представляет их живой интерес, подтверждает уже имеющиеся знания, добытые как самостоятельно, так и при помощи справочного материала, СМИ и др. Использование национального компонента на уроках иностранного языка незаменимо в формировании целостного взгляда учащихся на наш сложный и вместе с тем прекрасный мир, в осознании ими ответственности за завтрашний день родного города, страны, планеты;

Использование СМИ в изучении английского языка становится все более популярным в образовании как разнообразный источник информации и само

выражения путем создания собственного контента. «Дальнейшие исследования созданного СМИ беспрерывного потока живой информации убеждают нас в том, что его существование служит для жизни человека в современной действительности. Тогда почему бы и нам не использовать этот поток информации в классе, где ученики проводят столь много времени?»

Современные газеты предоставляют материал в виде печатной продукции и цифровой версии с использованием текста, изображения, графики, анимации

и видео, что создает насыщенную и захватывающую среду для обучения,

столь необходимую для повышения эффективности урока английского языка.

СМИ также предоставляют учителю неограниченные возможности для создания новаторских подходов к школьной программе. Работа с прессой формирует интерес к чтению, предполагает разнообразие заданий, обновление информации учебника, обучение пониманию современного стиля представления информации в СМИ, и одновременно помогает ученикам достичь свободного и грамотного владения языком.

Преимущества использования медиаресурсов на уроке очевидны, но существует и ряд задач, требующих решения.

Среди них стоит выделить такие, как необходимость сочетать информацию из медиа источников с материалом школьной программы, изменение привычки изучать язык исключительно при помощи учебников на активное

использование газет и новостных сайтов, а также создание личностно-

ориентированной учебной среды. Прежде всего, важно продумать возможности интеграции работы со СМИ в школьный курс обучения языку.

Газеты информируют читателей о реально происходящих событиях исозвучны многим темам школьных учебников, однако, довольно сложно подобрать материалы, которые будут полезны в процессе обучения с учетом ограниченного времени, возрастных особенностей учеников и их уровня владения английским языком. Следует учитывать объем статей, их информационную насыщенность, тематику и содержание, сложность понимания слога, которым они написаны и много других факторов. От учителя требуется высокая самоотдача и заинтересованность во время

разработки заданий, удовлетворяющих лингвистическим и мыслительным запросам учеников. Эффективны задания, связанные с заглавиями, содержанием статей, заполнением пропущенной информации, рекламой, обменом новостями, обсуждением фотографий, проведением пресс-

конференций или интервью, прогнозированием событий, составлением

гороскопов, написанием колонки советов, репортажа с места событий, телепрограммы, прогноза погоды, ребусов и кроссвордов. Они развивают

умения понимания текста, карт, схем и диаграмм, поощряют использовать сложные грамматические конструкции в устной и письменной речи. Ученики могут читать статьи, делать переводы, анализировать использованные журналистами языковые средства: неологизмы, заимствования, газетные клише, сленговые выражения и

лаконичность заглавий. Обсуждение газетных материалов в классе вовлекает учеников в аргументированные дискуссии и вдохновляет на самостоятельное изучение затронутыхтем и дополнительное чтение. После систематической работы с прессой старшеклассники приобретают навыки

детального анализа газетных статей, определяют тип, тематику, тему, стиль статьи, оценивают качество подачи материала, комментируют наличие фактов, цитат и аргументов. Они делают собственные выводы исходя из содержания статьи, оценивают эффективность

выбранного формата и структуры, понимают причины использования определенных лексических и синтаксических

средств, видят эффект использования графических средств и фотографий и прочее. На примере печатной и цифровой версии газет ученики также могут провести сравнительный анализ газет разных стран на уровне контента и дизайна и определить различия между таблоидами и серьезной прессой.

Более сложным этапом работы со СМИ является написание статей. Для успешного выполнения этого задания ученикам нужно помочь разобраться в разнице между типами статей (передовица, репортаж, анонс, газетные расследования, реклама и др.), научить собирать и непредвзято представлять информацию в формате газетной статьи посредством изложения полемических точек зрения. Опыт самостоятельного написания статьи дает возможность детям проявить их творческий литературный потенциал, повышает желание делиться мыслями и идеями на английском языке,

развивает навыки социальной компетентности и критического мышления.

Издание школьных газет, как заключительный этап работы со СМИ на уроках английского языка, предполагает живой опыт использования языковых ситуаций. Редколлегии распределяют обязанности и задания: определение тем интересных читателям, подбор информации, проведение интервью и соцопросов, редактирование материалов, дизайн

газеты, работа с программой MicrosoftPublisher, фотосъемка, печать. Класс становится многомерным пространством: ученики имеют дело с поиском информации в электронном и реальном мире. Рабочий процесс укрепляет дружеские отношения со сверстниками и повышает интерес к школьным событиям. Дети работают как в команде, так и

самостоятельно, разрабатывают общую стратегию, учатся решать проблемы самостоятельно и строить профессиональные отношения. Учитель перестает быть в глазах учеников единственным источником получения знаний, он становится помощником в изучении нового, умеющим направить и поддержать их в процессе конструирования знаний, а учеба становится социальной деятельностью. Проектная работа по изданию школьных

газет в активной личностно-ориентированной учебной среде повышает уровень междисциплинарных знаний и помогает ученикам развить технические и исследовательские навыки, которые невозможно применить, просто читая

учебник. Ученики достигают ключевой цели изучения языка: свободно его использовать. К примеру, для них становится очевидным, что не только использование интернет-ресурсов помогает в изучении английского языка, но и

изучение языка помогает свободно пользоваться возможностями интернета.

Весь процесс интеграции СМИ в школьную программу созвучен мнению Роберта Хатчинсона: «Следует помнить, что целью образования является не заполнить сознания ученика фактами... а обучить его мыслить, и, если это

возможно, то думать самостоятельно»

От современных учеников ожидают умения концептуализировать

идеи, работать совместно с командой единомышленников, решать проблемы и действовать, и это становится возможным при эффективном внедрении СМИ в обучение. Учитель получает большую маневренность на уроках, а ученики –

возможность изучать язык с помощью привлекательных для них средств.

 

Меню раздела

Счетчик посещений

free counters
Яндекс.Метрика индекс цитирования