В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь
от 12.07.2019 № 601
«Об изучении качества общего среднего образования в 2019/2020 учебном году»
научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь будет проводить исследования по следующим направлениям:
Направления исследований
|
Сроки проведения
|
Изучение утомляемости и работоспособности учащихся (VIII класс)
|
4 декабря 2019 г.
|
Изучение качества услуг в сфере образования (IX, ХI классы)
|
Изучение личностного развития учащихся (VIII, IX, XI класс)
|
Изучение качества услуг в сфере образования (проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь»)
|
5 декабря 2019 г.
|
Изучение уровня образовательных результатов учащихся по учебным предметам. Республиканская контрольная работа по учебному предмету «Математика» (VIII класс)
|
4 февраля 2020 г.
|
Изучение уровня образовательных результатов учащихся по учебным предметам. Республиканская контрольная работа по учебному предмету «Химия» (VIII класс)
|
11 февраля 2020 г.
|
Изучение уровня образовательных результатов учащихся по учебным предметам. Республиканская контрольная работа по учебному предмету «География» (VIII класс)
|
18 февраля 2020 г.
|
Изучение читательской грамотности учащихся (VIII класс)
|
25 февраля 2020 г.
|
Краткая информация о республиканском мониторинге качества общего среднего образования
Республиканский мониторинг качества общего среднего образования является одним из компонентов национальной системы оценки качества образования, который позволяет устанавливать соответствие состояния и результативности образовательного процесса требованиям образовательных стандартов и других нормативных правовых документов образовательным запросам обучающихся, а также обобщать и систематизировать полученные данные в целях коррекции и регулирования образовательного процесса. Мониторинг качества общего среднего образования в Республике Беларусь проводится с 2003 года. Ежегодно повторяемый цикл мониторинговых исследований включает: разработку диагностических и инструктивнометодических материалов, проведение исследований на репрезентативной выборке, подготовку информационно-аналитических материалов и рекомендаций по совершенствованию управления качество образования. Организационно-методическое сопровождение республиканского мониторинга обеспечивает управление мониторинга качества образования, созданное на базе научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь (далее НИО). При проведении республиканского мониторинга качества общего среднего образования реализуется комплексный подход, который предполагает одновременное изучение педагогических, психологических и социологических аспектов образовательного процесса. Традиционными направлениями мониторинговых исследований являются: качество услуг в сфере образования; личностное развитие учащихся; уровень утомляемости и работоспособности учащихся; уровень образовательных достижений учащихся по учебным предметам, уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. Предметом мониторинговых исследований, проводимых в Республике Беларусь в 2003–2017 годах, являлись: уровень образовательных достижений учащихся по учебным§ предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение»; факторы (учебно-методические, кадровые, материально-технические),§ обусловливающие результаты учебной деятельности учащихся по учебным предметам; утомляемость и работоспособность учащихся, а также факторы,§ влияющие на их функциональное состояние; организация факультативных занятий в учреждениях общего среднего§ образования; организация шестого школьного дня в учреждениях общего среднего§ образования; 2 эффективность взаимодействия учреждения общего среднего§ образования с семьей; степень информированности учащихся о службах помощи в кризисных§ ситуациях; уровень знаний учащихся о нравственных, правовых нормах жизни в§ обществе; организация профориентационной работы в учреждениях общего§ среднего образования, сформированность профессионального самоопределения учащихся; уровень владения педагогами профессиональными знаниями и§ умениями; динамика профессионального роста педагогов; организация допрофильной подготовки и профильного обучения§ учащихся; организация образовательного процесса по иностранным языкам и др.§ В период н 2014/2015 по 2016/2017 учебные годы в рамках республиканского мониторинга изучалась читательская грамотность учащихся1 . К этому периоду относится и внесение изменений в содержание, процедуру проведения республиканского мониторинга качества общего среднего образования с учетом международных подходов к оценке образовательных достижений обучающихся2 . С 2015/2016 учебного года проводится мониторинг финансовой грамотности учащихся; факторы, влияющие на формирование финансовой грамотности учащихся3 . Ежегодно по результатам республиканского мониторинга качества общего среднего образования готовятся информационно-аналитические материалы и разрабатываются рекомендации по совершенствованию управления качеством образования в учреждениях общего среднего образования. Рекомендации по результатам республиканского мониторинга публикуются в журнале «Веснік адукацыі», предметных научно-методических журналах; а с 2013/2014 учебного года – размещаются на национальном образовательном портале. Результаты мониторинга используются на разных уровнях образовательной системы: при совершенствовании нормативного правового, кадрового, финансового обеспечения; обновлении содержания образования, образовательных стандартов, учебных программ, учебников; разработке современных методик и технологий обучения и воспитания; совершенствовании механизмов контрольно оценочной деятельности и др.
1 В рамках этого исследования использовался частично скорректированный инструментарий международных исследованиях PISA и PIRLS, находящийся в открытом доступе. 2 В частности, были апробированы принятые в международных программах оценки качества образования подходы к построению выборки участников исследования, составлению заданий, проведению исследований и проверке работ учащихся. 3 Мониторинг финансовой грамотности проводился в соответствии с пунктом 4 Плана мероприятий по сотрудничеству в повышении финансовой грамотности обучающихся учреждений образования Республики Беларусь, утвержденного Министром образования Республики Беларусь и Председателем Правления Национального банка Республики Беларусь, и приказом Министра образования Республики Беларусь № 712 от 09.09.2015 «О проведении мониторинга качества общего среднего образования в 2015/2016 учебном году».