ГУО «Гимназия № 29 г. Минска»Советы родителям.
Версия для слабовидящих

Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию
администрации Центрального района г. Минска

Гимназия №29

Советы родителям.

Советы родителям

Как приобщить ребенка к чтению? Психологи и педагоги утверждают, что родители должны учить детей любви к книге с младенчества. Но как же этого добиться? Мир чтения неразрывно связан с миром слова: ребенок постоянно слышит различные слова, многие остаются в его памяти, некоторые становятся любимыми. И, наконец, приходит время, когда кроха понимает, что эти слова можно найти в книгах. Чтение должно быть для ребенка чем-то приятным: миром новых знаний, приключений, эмоций и переживаний, а не обязанностью, которую нужно выполнять из-под палки. Родители таким образом формируют у ребенка положительное отношение к чтению.

Мамы и папы должны быть примером для своего ребенка: необходимо, чтобы он видел, что старшие тоже с большим наслаждением читают книги (поэтому и ему советуют). Надо обязательно обсуждать прочитанное, это только усиливает интерес малыша к чтению. Именно тогда, когда дети учатся складывать слова в предложения, им больше всего нужна помощь родителей, ведь этот процесс требует от них огромных умственных усилий. Намного легче нажать кнопку телевизора, чтобы развлечься или узнать какую-то информацию, а не вчитываться в длинные, запутанные вереницы слов. Поэтому помощь взрослых, их объяснения и похвалы просто необходимы. И помните, что к чтению можно пристраститься точно так же, как к телевизору или компьютерным играм, ведь чем больше читаешь, тем больше хочется (если, конечно, книга интересная).

Однако, несмотря на все старания родителей, у детей бывают периоды, когда они словно испытывают аллергию к чтению. Почему так происходит? Скорее всего, у ребенка в данный момент другие интересы: он хочет погулять с друзьями, поиграть в новую видеоигру, просто побездельничать… Нужно уважать интересы сына или дочки: пройдет некоторое время, и вы снова застанете чадо за чтением.

Главное, помнить следующие правила:

1. Наслаждаться чтением люди учатся годами, поэтому не требуйте от вашего ребенка, чтобы он в одночасье стал великим любителем книг.

2. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Не корите ваше чадо, если, на ваш взгляд, он читает книги слишком простые для его возраста. Чтобы читать что-то более сложное, нужна мотивация: предложите рассказ посложнее, но чтобы он был интересный или смешной.

3. Самое замечательное – это когда удается сочетать чтение с другими интересами. Если вашего ребенка интересует природа, то, конечно же, ему понравятся книги, героями которых являются животные.

Чтобы приобщить ребенка к чтению, дет­ский писатель В. Левин советовал: 

1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, со­храняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте ребенку вслух, по ролям, по оче­реди – к взаимному удовольствию.

2. Воспользуйтесь психологическим принципом «нео­конченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спро­сите: «Ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!»

3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в кар­тинках.

5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: о фут­боле, конном спорте – о том, что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.

6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории… Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.

8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его ком­нате или отведите место в общем книжном шкафу.

9. Запишите его в детскую или районную библиоте­ку. Библиотекари помогут сделать выбор.

10. Ходите вместе в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выбе­рет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нра­вится и мне.

 

Как научить читать?

 « Мой ребенок плохо читает,- жалуется мама первоклашки. Вчера еле-еле три страницы прочитала».

Знакома Вам такая ситуация? Наверняка, знакома многим, только в разных вариантах. У кого-то ребенок совсем читать не хочет, а у кого-то и 3 страницы в первом классе читает, а родителям этого мало.

Так и хочется сказать таким родителям: Остановитесь! Задумайтесь, что Вы делаете! Зачем заставлять ребенка читать по нескольку страниц в первом классе? Чтобы навсегда отбить желание читать!

Это совсем не означает, что надо забирать книгу у ребенка, если он читает с удовольствием. Дети разные и развиваются все по-разному. Кто-то уже в 5-6 лет читает запоем и чтение ему в радость. И пусть читает! Главное, что ребенку нравится.

А многие  в первом классе читают только по слогам, тогда даже страницу ребенку прочесть – это уже подвиг.

Конечно, надо учить ребенка читать, обязательно, но всего должно быть в меру.  Прежде всего, надо  показать ребенку, что читать интересно, что чтение может доставлять удовольствие, а не быть тяжкой повинностью.

Как это сделать? Секрет прост – соблюдайте  правила  чтения.

Читайте вместе с ребенком. 

Читайте  сказки, рассказы, стихи по очереди. Большую часть читает взрослый, а одно или два предложения – ребенок. И так, чередуясь, можно прочитать довольно много. Главное, что ребенку будет интересно, ведь взрослые читают с выражением, быстро и, в то же время, ребенок тоже участвует в чтении. Пусть немного прочтет, потом еще немного, а в целом получится хорошая тренировка в чтении без напряжения.

К тому же, когда читает взрослый, ребенок следит глазами по тексту, стараясь успеть за взрослым. Так развивается  внимательность, умение концентрировать внимание на тексте и следить по тексту.

Читайте ежедневно. Только то, что тренируется, то развивается. Лучше читать 15-20 минут ежедневно, чем один раз в неделю 1.5 часа.  Хорошо читать несколько раз в день, но понемногу. Прочитал ребенок сам 15 минут, пусть займется другим делом. Потом еще раз предложите почитать. Вечером почитайте вместе с ним. Таким образом, тренируется навык чтения. Не забывайте, что чтение – это такой же навык, как и ходьба, бег и т.п. А навыки развиваются в процессе многократных повторений, тренировок.

Читайте перед сном.

Читайте перед сном, но не учебники, а художественную литературу. Очень хорошо, когда ребенку читают на ночь книгу взрослые и останавливаются, не дочитав до логического завершения. Как в сериалах – остановиться на интересном моменте, чтобы сохранить интригу. Тогда, возможно, ребенку захочется дочитать самостоятельно, еще до того, как придет следующий вечер, и Вы сможете ему дочитать.

Даже если ребенок сам и не будет читать, то таким образом Вы поддержите интерес к книге.  Наверняка, малыш будет вечером просить, чтобы Вы ему дочитали. Не торопитесь, скажите, что дочитаете перед сном, а если он хочет сейчас, то пусть пробует сам. Если ребенок читает еще плохо, то он может взять книгу, полистать, посмотреть картинки и отложить ее. Похвалите его хотя бы за то, что он взял книгу и посмотрел. Подогрейте его интерес.  Спросите: "Как ты думаешь, что будет дальше"? А вечером опять почитайте немного.

Ограничивайте время чтения.

Ограничивайте чтение ребенка, если ему читать трудно и неинтересно. Пока ребенок не понял вкус чтения, пока он читает медленно и с трудом, длительное чтение приводит только к обратному результату. Пропадает желание читать вообще. Сколько времени должен читать ребенок? Давайте исходить из того, что урок в первом классе длится всего 35 минут. И читают  дети только 20-25 минут, да и то с перерывом.  Поэтому дома ребенку надо читать не больше 15-25 минут без перерыва. Но это касается только тех детей, которые еще плохо читают и читать им трудно. Если ребенок читает хорошо и с  интересом, то время чтения можно увеличить.

Как научить ребенка читать молча?

 Зачем ребенка учить читать молча?, - спросите Вы. -  Мы научим ребенка читать вслух, а молча он уже научится читать сам, - думают родители.

Конечно, так обычно и бывает. Чтение вслух постепенно переходит в чтение молча. И уже во 2-3 классе ребенок начинает читать про себя.

Все мы прекрасно знаем, что скорость чтения  молча всегда намного больше, чем при чтении вслух.  Но! Чтение молча вовсе не означает, что речевой аппарат не работает! Еще как работает! При чтении молча, движение губ и языка притормаживается лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении и интенсивность этих движений зависит от уровня развития навыка чтения. Вы замечали, что многие дети 2-ых,3-их и даже 4-ых классов при чтении молча шепчут или шевелят губами? Это и есть скрытая артикуляция, которая очень замедляет скорость чтения ребенка.

В таких случаях дети читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как информация передается в мозг и обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого гораздо меньше зрительного канала. А у зрительного канала нет установленного ограничения. 

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Надо научить  читать молча без участия речевого аппарата. Как это сделать?

Есть достаточно много упражнений, которые обучают  чтению  молча и повышают уровень понимания прочитанного. Сегодня расскажу только одно самое простое упражнение.

Несмотря на то, что во втором классе дети уже могут читать молча, моим второклашкам это дается с трудом. Многие, даже неплохо читающие дети «молча» могут читать только громким шепотом.

Пора переходить к чтению молча, - решила я и ввела новое упражнение.  Упражнение достаточно простое – надо просто читать молча. А  чтобы все-таки артикуляционный аппарат отключить от чтения, надо было  что-то держать во рту.  Взяли зубочистку и зажали ее губами.

Что Вы думаете? Получилось ли чтение молча? При первой попытке дети умудрились задвинуть зубочистку так, что губы могли шевелиться. И стали читать шепотом. Пришлось объяснять, что палочку надо крепко держать губами.

Если нет возможности шевелить губами, ведь там зубочистка, то  пришлось шевелить другими органами речи. Некоторые дети не смогли  читать молча, а просто гудели, т.е. произносили слова  горлом. Значит, у этих детей еще не сформировалась внутренняя речь и процесс перехода внешней речи во внутреннюю немного застрял. Несмотря на то, что дети читают достаточно быстро для 2 класса,  читать молча  еще не получается. 

Можно, конечно, не торопить ребенка и ждать, пока он сам научится читать молча. Но дело в том, что если такому ребенку сказать «Читай молча» и запретить даже шептать, то он просто не сможет прочитать.  А значит, задачу на математике, упражнение на уроке языка он просто не поймет, следовательно не сделает.

 

 

Меню раздела

Счетчик посещений

free counters
Яндекс.Метрика индекс цитирования