ГУО «Гимназия № 29 г. Минска»Советы психолога

Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление образования
администрации Центрального района г. Минска

Гимназия №29

Советы психолога

Зависть

Зависть — это “ядовитая” черта характера, она появляется тогда, когда человек хочет иметь что-то, что есть у другого. Это может быть и успех, и любовь, и благосостояние. Зависти подвержены все люди. Каждый из нас хотя бы раз в жизни завидовал кому-нибудь из окружающих. Если уколы зависти редки и не отражаются на близких, то они полезны, но если человек завидует постоянно, то вызывает в себе чувство обиды и неудовлетворенности.
         Зависть вызывает отрицательные реакции - как физические, так и духовные. Физические проявления — это удары, которые часто остаются незамеченными (подножки, дергание за волосы и т. д.). Так в большинстве случаев поступают дети, подростки. У взрослых удары другие. Зависть толкает их на непристойное поведение: они начинают грубить, сплетничать, “подсиживать” того, кому завидуют.
         Конечно, нет в жизни более прекрасного чувства, чем радость победы и более горького, чем поражение. У нас начинается депрессия, мы выплескиваем свое недовольство судьбой на близких и любимых, мы уверяем себя, что события, происходящие в нашей жизни, несправедливы. А взгляд на победителей усиливает негативизм, недовольство. Благодаря таким действиям человек скоро превращается в завистливого неудачника и окружающие чувствуют себя рядом неловко, боясь задеть больное место.
         Завидующий похож на одержимого, который действует открыто или замаскировано: он начинает критиковать “победителя”, находя в нем недостатки и смакуя их. Не поддавайтесь чувству зависти. Старайтесь подавить ее. Это возможно, если вы будете стараться доброжелательно относиться к людям.
nbsp;         Порадуйтесь за победителя, это поможет вам вдохновить себя на удачу. Не пытайтесь ему “насолить” — это вернется к вам бумерангом.
         Если вы верите в себя и честны сами с собой, то, скорее всего, вы найдете причину зависти и убедите себя, что она не стоит ссоры с друзьями.
         Английские психологи советуют избавиться от зависти, радуя себя покупкой или хорошей прогулкой. Также можно отвлечься от объекта зависти, так как установлено, что люди, которые занимаются интересным делом, редко завидуют. 

Несколько способов поведения для улучшения взаимоотношений с другими людьми. 

  1. Снимите напряжение. В основе этого метода лежит контроль над своим физическим состоянием. Несколько раз вздохните глубоко и посчитайте до десяти. Хорошо, если вы будете смотреть на часы. Этот способ помогает избавиться от раздражения, что дает возможность не нагрубить начальнику или спокойно поговорить с женой. Также он восстанавливает дикцию, если вы волнуетесь.

2. Юмор — это хороший способ улучшить свои отношения с окружающими. Если вас не принимают в коллектив и посмеиваются над вашими физическими или духовными недостатками, попробуйте пошутить над собой или тем человеком, кто является подстрекателем в сложившейся ситуации. Но шутка не должна быть злой, язвительной.

3. Этот способ можно определить одним словом: “Забыть”. Забывая свои неприятности, вы набираетесь новых сил для работы и общения. Никому не нравится общаться с человеком, который озабочен своими проблемами, постоянно ходит с усталым видом, никогда не улыбается. Скажите себе: “Я себя люблю. Я способен забыть, не думать о неприятностях”. Повторяйте это чаще.

4. Для того чтобы улучшить отношения с окружающими, не теряйте самообладания, не выходите из себя. Следует успокоиться, все время улыбаться и говорить мягким, дружелюбным тоном. Этот способ творит чудеса. Даже “злой” начальник смягчается при таком обращении.

 

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЖАДНИЧАЮТ

То, что мы называем жадностью, время от времени проявляется почти в каждом маленьком ребенке: не поделился конфетами с братом, не дал детям во дворе поиграть со своей новой машинкой. Но в детском возрасте это качество не бывает постоянным, оно не свойственно  природе ребенка и не рождается вместе с ним. Чаще всего жадность проявляется в определенной ситуации и возникает по какой-то причине, а иногда взрослые просто путают жадность с другими проявлениями детской натуры.

Ребёнок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желаний другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребёнка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания появится позже в дошкольном детстве. Лет после 3-х ребёнок может научиться делиться своими игрушками с другими детьми, понимая, что если он не будет идти на уступки, то его просто отвергнут.

Но нежелание ребенка расставаться с привлекатель­ным для него предметом имеет куда более глубокие корни. В возрасте от двух до четырех лет у детей происходит становление собственного „я", развитие ощущения что «я существую». Но так как самосознание малыша развито слабо, он постоянно нуждается во внешних подтверждениях своего существования. Поэтому ребёнку так важно его собственное место в доме (кроватка, место за столом), игрушки, личные вещи – они становятся как бы его частью, символом его самого. Если кто-то покушается на его вещь, ребёнок воспринимает это как угрозу собственной безопасности, как покушение на его личное пространство. Взрослым очень важно понимать это и тогда в действиях ребенка вы увидите не жадность, а естественное стремление отстоять себя и сохранить границы своих владений. Чувствительные и не очень общительные ребятишки и в более старшем возрасте не всегда могут воспринимать любимые вещи или игрушки отдельно от себя.

Очень часто ребенок жадничает именно с теми, к кому относится недоверчиво, недружелюбно или вовсе враждебно. Причем это могут быть не только сверстники, которые дразнят и обижают, но и малознакомые дяди и тети, даже самые близкие люди, с которыми не сложились отношения. Бывает, жадность провоцируют каприз или плохое настрое­ние.

Что можно сделать для профилактики конфликтов

    Если ребёнок не хочет давать свои игрушки другим детям, можно обратить внимание ребёнка на состояние того малыша, которому очень хочется поиграть в игрушку. Желательно описать, что он может чувствовать. Можно спросить, хотелось ли когда-то вашему ребёнку чужую игрушку.         Говорить ребенку о том, что нужно быть щедрым — этого недостаточно. Ведь для малышей знать нравственные нормы — это еще отнюдь не значит поступать в соответствии с ними. И здесь, безусловно, самую важную воспитательную роль играет пример взрослых.

    Не уставайте показывать сыну или дочери, что вы очень довольны, когда он даст вам порисовать своими фломастерами, откусить кусочек яблока, побаюкать любимую куклу. Чем чаще вы будете поощрять ребенка делиться с окружающими и хвалить его за проявление щедрости, тем охотнее он будет это делать.

Помогите ребёнку найти укромное место, куда он может положить игрушки, которыми не хочет ни с кем делиться. Если к ребёнку собираются в гости друзья, заранее обсудите, какими игрушками они будут играть вместе и отложите те, которые ребёнок боится сломать или которыми очень дорожит. Не берите на прогулку яркие, привлекательные для всех игрушки.

Помните, что дети нуждаются в уважении к своему праву на собственность. Они не обязаны делиться со всеми своими вещами. Нельзя заставлять делиться тем, что принадлежит только ребёнку без его желания.

Если же конфликт уже разгорелся, можно предложить детям поменяться игрушками, можно организовать совместную игру, можно предложить детям «озвучить» проблему, то есть сказать словами, чего они хотят и не хотят. Отвлеките малышей, достаньте какой-нибудь яркий предмет или начните говорить тихим или необычным голосом. Если дети дерутся из-за игрушки, заберите её и дайте понять, что не вернёте до тех пор, пока они не договорятся, как будут играть с ней без драк и ссор.

Не стоит обвинять ребенка в жадности, как бы ни был вам неприятен его поступок. Это приведёт только к формированию чувства вины, а может вызвать реакцию упрямства: ну и пусть. Он и сам не заметит, как в следующий раз сделает всё назло. Чем чаще вы будете называть его жадиной, тем больше он будет склоняться к мысли, что он плохой и его никто не любит. 

Успешное прохождение периода адаптации можно определить по:

1. Состоянию физического здоровья – предполагается, что пятиклассник умеет приспособиться к возрастающей учебной нагрузке без вреда своему здоровью и работать в едином темпе со всем классом на протяжении урока.

2. Состоянию психического и психологического здоровья – это прежде всего наличие здоровой нервной системы, состояние которой зависит от спокойной и доброжелательной обстановки в семье, от создания условий для полноценного развития ребёнка.

3. Огромное значение имеет психологически комфортный микроклимат в классе.

4.Значимым компонентом готовности к обучению в основной школе является произвольность (умение управлять своей деятельностью, быть активным и самостоятельным), которая проявляется при выполнении учебных заданий. О развитии произвольности говорит и умение управлять своими эмоциями.

Ребенок адаптирован, если у него сформированы волевые качества:

  • самостоятельность (умение действовать без посторонней помощи);
  • настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого до конца);
  • инициативность (умение предложить новый вид деятельности и необходимую помощь);
  • организованность;
  • культурно-гигиенические привычки;
  • привычка трудиться.

 

Рекомендации родителям

 

Для профилактики проблем в адаптации:

 

1.Важно обеспечить ребёнку спокойную, доброжелательную обстановку, приложить все усилия, чтобы он постоянно чувствовал помощь и поддержку со стороны родителей.

2. Напомнить ребёнку, чтобы он не боялся лишний раз спросить учителя, не скрывать от учителя, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы.

3. Составить расписание с указанием требований учителей.

4. Вместе  с ребёнком составить режим дня.

5. Очень важно научить ребёнка чувствовать и проявлять уважение к учителю (хотя бы как к взрослому человеку).

6. Наладить контакт с учителями – предметниками и классным руководителем.

Рекомендации

по сохранению физического здоровья детей

  • посещение спортивных и танцевальных секций;
  • достаточное ежедневное пребывание ребёнка на свежем воздухе (не менее 2 часов);
  • подвижные игры;
  • закаливание (наилучшая форма закаливания – бассейн). 

Ребёнок пошел в первый класс

 

            Ребёнок пошел в первый класс - это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные  изменения: из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями, теперь от малыша требуется не только строгая дисциплина, но и умение по 30-40 минут спокойно высидеть на  уроке, заодно стараясь  усвоить учебный материал.

 

         В первые дни у первоклассников бывает, как правило, по 3 урока, а затем ежедневно по 4-5 уроков. Кроме этого ребёнку необходимо строить отношения в новом, большом коллективе. Вот почему психологи рассматривают весь первый школьный год как длительную стрессовую ситуацию.

 

        Наиболее распространенные проблемы первоклассников:

- ребёнок не может сосредоточиться, его внимание рассеянно;

- ребёнок не в состоянии самостоятельно справиться с заданием;

- ребёнок не может подолгу сидеть без движения  над домашними заданиями, его больше интересуют игрушки, а не книжки-прописи.

       

        Поэтому трудно переоценить помощь, которую могут оказать в это время родители ребёнку. Для начала просто с вниманием  отнеситесь  к  его  ежедневным школьным проблемам. Например, мало кто представляет, что бывает с первоклассником, когда на уроке у него ломается карандаш, выясняется, что нет нужной цветной бумаги или забыта дома тетрадь. Поэтому не поленитесь накануне каждого  учебного  дня  проверить, заточены ли цветные карандаши, уложены ли в портфель все необходимые принадлежности, в порядке ли школьная одежда. 

Как помочь первокласснику преодолеть трудности?

1. Не пытайтесь с самого начала требовать от ребёнка самостоятельности. Понадобится несколько месяцев, чтобы он понял: учеба - это обязанность, которую надо выполнять, надо помогать ему, поддерживать в нём уверенность, что “всё получится”.

 

2. Не стоит в этот год отдавать ребёнка в какие-то  дополнительные  кружки, секции - это лишь усилит в нём ощущение нестабильности. Ребёнку сейчас  нужна  привычная  атмосфера, в которой он находится до школы, особенно важно, чтобы дом в это время стал для него надежным “тылом”.

 

3. Постарайтесь с самого начала наладить душевный контакт с ребёнком, только в этом случае Вы всегда будете в курсе всех его школьных проблем.

 

4. Если квартирные  условия  не позволяют выделить ребёнку для занятий комнату или даже отдельный стол, у него все равно должно быть постоянное место  для  подготовки  домашних  заданий, для хранения учебников и тетрадей. И главное - к занятиям своего ребёнка нужно относиться с уважением. Это значит, что вы не должны отрывать  его  во время занятий и  на это время желательно организовать в квартире рабочую тишину.

 

5. Первый год - два нужно  обязательно  помогать ребёнку в подготовке домашнего задания. Не правы те родители, которые отказываются от этого, ссылаясь на то, что воспитывают в ребёнке самостоятельность. А  на  такое  обучение  может потребоваться и не год, и не два.

 

5. Родителям следует помнить, что ребёнка надо хвалить не за успехи, а за старательность.

 

6. Ни в коем  случае  нельзя  сердиться, ругать за «лень», даже небрежность.

 

7. Хотелось бы посоветовать родителям постоянно поддерживать отношения с учителем и регулярно говорить с ним о ребёнке, даже если с учёбой у него все в порядке. Вы не только лучше поймете требования учителя, но и увидите своего ребёнка совершенно с другой стороны, откроете в нём что-то новое. Ведь ваша главная задача - поддерживать интерес к учебе, помогать ему, укреплять в нём уверенность, что «все получится».

  1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и тд.)»

 

  1. Определите общие интересы. Участвуйте в любых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребёнка темы.

 

  1. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребёнка. Научите  ребёнка  делиться  своими  проблемами.

 

  1. Обсуждайте  с  ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребёнка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

 

  1. Чаще разговаривайте с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учебы. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумайте самые разные фантастические истории – о предметах, вещах, явлениях природы.

 

  1. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

 

  1. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.

    Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью 

Как помочь первокласснику привыкнуть к школе

Ваш ребенок – первоклассник? Это прекрасно! Но этот год окажется непростым, как для ребенка, так и для вас. На что следует обратить внимание? Как поддержать ребенка в его нелегких начинаниях?

1 шаг

Провожайте ребёнка в школу. Даже если не нужно переходить улицу. Пусть ваш ребёнок почувствует важность события: теперь он – школьник, и эта дорога к школе – символ начала трудового дня.

2 шаг

Выделите для ребёнка его личное пространство. Лучше, если вы выделите ему целую комнату, где он сможет спокойно заниматься. Если лишней комнаты нет, купите ребёнку его собственный письменный стол.

3 шаг

Следите за режимом дня. Переход на новый распорядок – это всегда сложно. Для первоклассника очень важно делать перерывы в занятиях. Полчаса учёбы – перерыв на 5-10 минут и можно снова учить уроки. Также обязательно гуляйте с ребёнком хотя бы полчаса на свежем воздухе.
Почаще играйте с ребёнком в свободное время - это поможет ему, да и вам тоже, расслабиться.

  4 шаг

Хвалите его! В любой работе найдите, за что можно похвалить ребёнка, даже если он не совсем справился с заданием. Пусть он почувствует себя увереннее и тогда сможет спокойно понять и исправить ошибки.

5 шаг

Будьте в курсе того, что происходит с ребёнком в школе. Что задали сегодня? Как прошел урок? Проявляйте дружеский, но не жесткий контроль. Так у ребёнка скорее выработается ответственность и организованность.

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.        Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

2.        Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3.        Предоставьте  самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

4.        Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

5.        Не пропустите момента, когда  достигнут первый успех.

6.        Своевременно сделайте замечание, оцените поступок, а затем сделайте  паузу – дайте осознать услышанное.

7.        Главное – оценивать поступок, а не личность.

8.        Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте ему понять, что сочувствуете  его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.

9.        Воспитание должно быть поэтапным.

10.     Воспитатель должен быть строгим, но добрым. 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ 
1. Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. 
2. Предрассудки чести, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными, мало оплачиваемыми. 
3. Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей. 
4. Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию. 
5. Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии. 
6. Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. 
7. Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального). 
8. Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, подготовленности). 
9. Незнание основных мероприятий и порядка решения задач при выборе профессии. 
10. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.


ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 


          Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию. 
         Изучить самого себя – интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье самооценку, уровень притязаний и т.д. 
          Выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию. 
Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание и условия труда, возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста. 
         Реализовать возможность практической апробации своих сил в выбранной профессии (профессиональное обучение в учебно-производительном комбинате, занятия в кружках по интересам т.п.). 
         Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными  возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профессиональную консультацию. 
         Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.

 

ДНЕВНИКИ ИЛИ ТАЙНА ОТ РОДИТЕЛЕЙ

          Юность — пора увлечения дневниками, так как это удобный способ беседовать с самим собой, фиксировать свои мысли и переживания. Дневник хранят и прячут даже от самых близких людей. В дневнике идёт проверка самого себя, даётся отчёт о своих поступках и намерениях — о чём не скажешь никому.

         Чаще дневники ведут девушки, а у юношей редко бывает в этом потребность. Некоторые вообще считают, что мысли надо держать при себе, дневник же часто попадает в чужие руки. А некоторым дневник заменяют друзья.

         Многие ведут дневник, потому что испытывают одиночество, им не с кем поговорить “по душам”. Осторожно! Дневник — это запретная вещь. Дети - подростки болезненно и остро реагируют, когда кто-либо прикасается к самому интимному. Для них это настоящая трагедия и эта трагедия способна разорвать связь между родителями и детьми. Родители будут считаться преступниками и к ним совершенно исчезнет доверие. Даже если прочитать дневник тайком, ни к чему хорошему это не приведет.

        Во-первых, часто родители не могут ничего понять, так как к дневнику прибегают чаще всего тогда, когда в жизни происходит что-либо неприятное, тревожное. В записях множество противоречий, ошибочных представлений. Но со временем все меняется, мысли и суждения тоже. Родители рискуют увидеть прошлое и спроецировать его на настоящее.

         Во-вторых, после конфликтов с родителями подросток может записать в дневник что-либо нелицеприятное для них и сиюминутное раздражение подростка, записанное на бумаге, становится для родителей долгой - долгой обидой.

          В-третьих, родители могут просто обмолвиться, в разговоре упомянуть какую-нибудь незначительную, незаметную деталь жизни ребенка, о которой могли узнать только из его дневника.

 Родители!

• Никогда, ни при каких обстоятельствах не читайте дневник сына или дочери.

• Случайно найденный дневник должен быть возвращен владельцу открыто. Это подкрепит доверие между родителями и детьми.

Как преодолеть застенчивость?

 Что такое застенчивость?

 Застенчивость — комплексное  состояние, которое проявляется в разнообразных формах – это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз.

Застенчивость – состояние стеснения в присутствии других людей. Застенчивый значит стыдливо-робкий, смущающийся.

“Быть застенчивым” значит быть ребенком, с которым трудно общаться из-за  его осторожности, робости и недоверчивости, необщительности и склонности к уединению.

 Формы проявления застенчивости.

Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь ребенка. Условно можно выделить три группы детей по степени выраженности у них застенчивости:

  1. Дети, которые предпочитают мир книг, мыслей, предметов и явлений природы миру людей. Это преимущественно дети,  для которых общение с другими людьми менее предпочтительно, чем уединение.
  2. Дети, которые чувствуют страх и неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами и определенным типом людей. Их замешательство настолько сильно, что нарушает их поведение и жизнь в целом. Такие дети в замешательстве легко теряются, смущаются. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости. Основная проблема таких детей –  отсутствие навыков человеческих взаимоотношений и недостаточная уверенность в себе. Это самая многочисленная группа детей.
  3. Дети, чей страх перед людьми не знает границ - хронически застенчивые. Они испытывают ужас каждый раз, когда требуется сделать что-то публично и столь беспомощны в этом своем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза.

Причины застенчивости.

Предрасположенность к застенчивости детей с чувствительной, возбудимой нервной системой.

  1. Несформированность у ребенка навыков эффективного общения с другими людьми.
  2. Особые условия воспитания и личность родителей (если хотя бы один из родителей застенчив, вероятность того,  что и ребёнок будет застенчив, возрастает).
  3. Навешивание ребёнку ярлыка застенчивости.
  4. Очередность рождения ребенка в семье: среди первенцев больше застенчивых.
  5. Преждевременное психологическое обособление ребёнка от матери, ведущее к возникновению у ребёнка страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх – отличительная черта глубоко застенчивых.

Как предупредить и преодолеть застенчивость.

 Воспитывайте в ребенке чувство собственной значимости, адекватную самооценку.

Застенчивость и низкая самооценка взаимосвязаны: если человек застенчив, то, как правило, страдает низкой самооценкой, там, где самооценка высока, нет и речи о застенчивости. Ребенок с низкой самооценкой выглядит потерянным. Он более пассивен, внушаем, менее популярен и чрезмерно чувствителен к критике. Дети с низкой самооценкой более невротичны, чем дети с высокой самооценкой.

  1. Формируйте у ребенка ощущение уверенности в себе.
  • Постарайтесь создать для ребёнка атмосферу защищенности, поддержки и любви.
  • Уверенность вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач. Начать можно с малых дел, постепенно поднимая планку.
  • Действия ребёнка могут подлежать любой оценке, но не позволяйте себе критиковать личность ребёнка, приписывая ему отрицательные черты – “глупый”, “неспособный”, “невезучий”, “неисправимый”, “уродливый” и т.д.
  • Не стремитесь к тому, чтобы ребёнок чувствовал себя зависимым от вас, хотя это и позволяет легче им управлять.
  • Как можно раньше приучайте ребёнка к ответственности за свои поступки.
  • Учите ребёнка идти на разумный риск и переносить поражение. Позволяйте ему делать ошибки. Застенчивые дети избегают что-либо делать, так как боятся потерпеть неудачу.
  • Помогите ребёнку стать интересным. Следует развить хотя бы одну такую черту, которая была бы положительно оценена окружающими.
  • Не забывайте хвалить ребёнка за успехи.
  • Научите ребёнка расслабляться – верное средство раскрыть свои потенциальные возможности и избежать неприятных переживаний.
  • Не следует до отказа наполнять жизнь ребёнка спланированной полезной деятельностью. Научите его чувствовать себя комфортно наедине с самим собой.
  1. Развивайте в ребёнке навыки социального поведения.
  • Стимулируйте активность ребёнка, так как бездействие, пассивность – характерная особенность застенчивых.
  • Не допускайте социальной изоляции и игнорирования своего ребёнка.
  • Разрабатывайте с ребёнком сценарии действий и репетируйте его роль. Приняв роль, даже глубоко застенчивые дети начинаю вести себя иначе.
  • Старайтесь изменять поведение ребёнка, а не его личность.
  • Одежда и прическа ребёнка не должны быть предметом его переживаний.
  • Заботьтесь об уровне информированности вашего ребёнка (чтобы завести разговор и иметь, что сказать, нужно достаточно знать).
  • Обучайте ребёнка принятым в обществе ритуалам приветствия, прощания, знакомства.
  • Нейтрализуйте тревогу и стресс.

 

Литература:

1. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., Педагогика, 1991.

 

Учитывая то, что нервная система у детей пластична, мы можем так отшлифовать особенности темперамента ребёнка, завуалировать все недостатки, что основная роль достанется невольно лишь только сильным из его сторон.

Как лучше воспитывать сангвиника?

 

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы
  • Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца
  • Как можно больше поощрять за нравственность в его поступках
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий
  • Учитывать, что жизнерадостность, оптимизм и общительность сангвиника способны обернуться обратной стороной медали и стать источником как легкомыслия, так и непостоянства вашего ребёнка.

 

Как лучше воспитывать флегматика?

 

  • Пытаться выработать любознательность и сделать его инициативным
  • Учить, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как распределить рационально время
  • Не раздражаться черепашьему темпу, а ускорять его, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки
  • Учить полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого – то и быть добрым
  • Стараться привить навыки общения и развивать его коммуникабельность
  • Играть с ним в игры, где необходимы быстрота движений, точность, ловкость и поощрять, когда он выполняет правила игры
  • Любыми способами пробуждать сообразительность и воображение ребёнка
  • Следить за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, всё время тормошить его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств – и их нищенскую скудность

 

Как лучше воспитывать холерика?

 

  • Замедлить темп его окружения по жизни, расставив на пути различные шлагбаумы и непредвиденные остановки
  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, как надо обладать собой, чтобы не вспылить
  • В зачатке погашать любую агрессивность
  • Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых всё зависит от внимания и нужен только минимум эмоций
  • Не забывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей
  • Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким он стал, да, да, не уговаривать, а требовать…
  • Холерика не стоит уговаривать, он реагирует обычно только на требование родителей

 

Как лучше воспитывать меланхолика?

 

  • Не надо требовать от него того, что для него невыполнимо, приказы замедляют его деятельность
  • Стараться поддерживать его, быть с ним поласковее и помягче
  • Нацеливать его лишь на посильные задания и помогать их вовремя исполнить
  • Учить, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе
  • Поддерживать его самостоятельность
  • Воспитывать в нём инициативность, общительность, доверие, смелость
  • Помогать избавиться от страха
  • Ни в коем случае, даже из благих намерений, не запугивать его
  • Стараться больше вызывать положительных эмоций, используя их для специальной ретушёвки отрицательных
  • Учитывать, что впечатлительность, ранимость, высокая чувствительность ребёнка – кривое зеркало всех ваших воспитательных воздействий и  может исказить конечный результат, поэтому, воспитывая меланхолика, вам надо принять тактику жонглера, однако помните, что вышеперечисленные свойства – залог отзывчивости, преданности и жалеющих всех доброты, а эти качества – признак благородства и порядочности человека.

 

Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребёнком

 

  1. Узнать причину гипердинамичности ребёнка – проконсультироваться с нужным специалистом: болезнь это или нет.
  2. Если гиперактивность обусловлена болезнью, то необходимо строго выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства
  3. Всё, что дома может вызвать «любознательность» ребёнка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы из поля зрения проказника, лишив его возможности соблазна
  4. Лекарственные средства (все без исключения) должны быть спрятаны в надёжном месте и, если возможно, заперты на ключ
  5. Любое разногласие в семье в вопросах воспитания ребёнка усиливает отрицательные качества малыша
  6. Важно по возможности уменьшить расторможенность и отвлекаемость ребёнка
  7. Продумать режим дня до мелочей, стараться следовать режиму, пусть ваш ребёнок чётко знает, когда он должен встать, поесть, пойти гулять, играть с друзьями
  8. Друзей у вашего ребёнка должно быть мало – чем больше у него товарищей по играм, тем больше он будет возбуждаться с ними, желательно, чтобы друзьями не были гиперактивные ребята
  9. Старайтесь приобщать ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии, ребёнок должен понять цель игры и подчиняться этой цели
  10. Не путать гиперактивность и темперамент ребёнка, особенно тогда, когда в семье ребёнок холерик.
  11. Чтобы выработать у гиперактивного ребёнка усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие, используя мозаику, лото, домино
  12. Отвлечь от «двигательной бури» гиперактивного ребёнка можно рисованием и чтением любимых сказок
  13. Желательно, чтобы ребёнок играл только с одной игрушкой, не надо распылять его внимание на другие
  14. Не раздражаться, если ваш ребёнок всё делает наоборот, спокойно повторите ему снова своё задание, если надо – ещё раз и ещё спокойно объясняйте и показывайте, обязательно нужно добиться, чтобы ребёнок справился сам, пусть не сегодня, а завтра или послезавтра…Вам надо только запастись терпением
  15. Запомните, что все старания гиперактивного ребёнка и даже слабые попытки что – то сделать, о чём вы просили, необходимо сразу поощрить
  16. Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребёнка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза
  17. Просмотр телевизионных передач необходимо максимально ограничить, ни в коем случае ребёнок не должен видеть фильмов ужасов и криминальные истории с насилием
  18. Учить ребёнка сдерживать «бурные эмоции» и постараться не выплескивать свои, запомните, что ребёнок подражает вам
  19. О том, что вы жалеете его, ребёнок не должен даже догадываться
  20. Пытаться погасить конфликты, в которых замешан ваш ребёнок, уже с момента первой искры
  21. Будьте последовательны  и в наказаниях, и в поощрениях ребёнка
  22. Не  забывать, что наказание (как словесное, так и телесное) обычно вызывает идентичную реакцию у ребёнка, гораздо эффективнее наказывать ребёнка лишением свободы действия и неподвижностью на определённое время

 

Как надо вести себя с агрессивным ребёнком

 

  1. Нормализовать семейные отношения
  2. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребёнок, подражая, помнит всё
  3. Принимать ребёнка таким, какой он есть, и любить его со всеми его недостатками
  4. Учитывать возможности ребёнка при требовании от него чего – то
  5. Пытаться погасить конфликт ещё в зародыше, направляя интерес ребёнка в другое русло
  6. Дать понять ребёнку, что он любим, даже если в семье появился новорожденный
  7. Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в сад, школу, новый класс
  8. При драчливости ребёнка главное – не только разъяснять, но и предотвратить удар
  9. Помнить, что и слово может ранить ребёнка
  10. Понимать ребёнка

 

Как надо вести себя с застенчивым ребёнком

 

  1. Быть очень деликатным с ребёнком и не разочаровываться в нём
  2. Не отвергать ребёнка и не использовать авторитарный метод воспитания
  3. Не превращать ребёнка в Золушку
  4. Гасить тревогу по любому поводу
  5. Повысить уровень самооценки ребёнка
  6. Учить ребёнка , чтобы он уважал себя
  7. Хвалить ребёнка и делать ему комплименты
  8. Формировать уверенность в себе
  9. Помочь ребёнку найти всё то, в чём он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков
  10. Учить ребёнка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения
  11. Тренировать с ребёнком все навыки общения
  12. Любыми способами поощрять все игры ребёнка со своими сверстниками
  13. Не сравнивать внешний облик ребёнка с другими, более красивыми детьми и не оценивать достоинства ребёнка шкалой красоты
  14. Не критиковать вслух ум ребёнка
  15. Не создавать такие ситуации, в которых ребёнок ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже для самых невинных шуток и насмешек
  16. Ребёнок должен ощущать, что он неповторим
  17. Быть нежным с ребёнком
  18. Сочувствовать ребёнку
  19. Поддерживать ребёнка
  20. Сделать так, чтобы мостик доверия накрепко соединил бы вас и вашего ребёнка

 

Как надо вести себя с аутичным ребёнком

 

  1. Стараться вызвать у ребёнка потребность эмоционального общения со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научить испытывать большую радость от него
  2. Установить особый, тёплый эмоциональный контакт с ребёнком
  3. Дозировать своё общение с ребёнком, чтобы ребёнок от него не уставал
  4. Не оставлять ребёнка наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание
  5. Искать ребёнку друзей
  6. Внушать ребёнку уверенность в себе
  7. Пытаться научить ребёнка использовать свои способности
  8. Не забывать, что механическая память ещё не показатель интеллекта
  9. Помочь ребёнку усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания
  10. Заинтересовать игрой и научить ребёнка играть игрушками в ролевые игры

 

Как надо вести себя с ребёнком, испытывающим страх

 

  1. Первым делом выясните причину страха
  2. При выборе воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и неосознанный характер
  3. Помнить, что ребёнок не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные убеждения неэффективны
  4. Ни в коем случае не наказывайте ребёнка, если бы каждая мать, ругая ребёнка, могла представить, что ночью она превращается в Бабу Ягу, а каждый жестокий отец – в Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбирали методы воспитания
  5. Ни в коем случае не запугивайте ребёнка даже тогда, когда родители сами опасаются за его безопасность
  6. Не напоминайте ребёнку о страхе, не злоупотребляйте чтением сказок и просмотром кинофильмов
  7. Обучать терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию источникам страха
  8. Если ребёнок боится темноты и замкнутого пространства, зажгите лампу, откройте двери, побудьте рядом с ним    

 

 

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!